Ранняя весна 30 г.н.э. Скоро еврейская Пасха, и за 6 дней до нее Христос направляется к городским воротам, словно желая воссесть на принадлежащий Ему царский престол, впервые позволяя себя назвать Царем. Это последняя попытка обратить людей от политических заблуждений, указав истинный характер своего Царства "Не от мира сего". Поэтому под Иисусом не боевой конь, но кроткий ослик, символизирующий мир. А люди размахивают пальмовыми ветками и кричат: «осанна!» (спасай нас). Они ждут, что Он явит божественную силу, ненавистные римские оккупанты будут уничтожены - и придет вечное Мессианское Царство. Но Христос не будет истреблять римские легионы и изменять политическое устройство мира. Это бессмысленно, если нет обновления нравственного. Подобные попытки оборачиваются еще большей бедой.
Пройдет четыре дня, и неверные ученики в страхе разбегутся из ночного Гефсиманского сада, оставив связанного Учителя в руках стражи; а толпа, ныне приветствующая Мессию восторженными криками, будет в озлоблении вопить:"Распни, распни его!" так как Он не оправдал ее надежды... Подражая современникам Христа, мы сейчас тоже встречаем Его с зелеными ветвями в руках. Христиане Востока - с ветвями финиковых пальм, лавра, цветами. У жителей Севера они поневоле заменяются вербами - первыми зеленеющими деревьями. Веточки вербы символизируют победу над смертью и Воскресение Христа. Отсюда появилось название праздника - Вербное Воскресение или Ваий ( с греческого "вайа"- пальма ). Веточки вербы освящают в канун праздника, на Всенощном бдении, после Чтения Евангелия. Лучше всего освященную вербу поставить в вазочку возле икон; в старину веточки вербы втыкали за образа. И так она стояла целый год, напоминая о светлых Пасхальных днях.
|